Перевертыши календарные

Многим в слове «високосный» чудится, что то зловещее. Зря. Корни латинские и происходящие от числительных.  Bis sextus значит «второй шестой» Так назвали год с 24 добавочными часами древние римляни. 

Предки наши иностранное слово переиначили на свой лад: понятие по созвучию переосмыслили как наивысшую точку года, который стали называть високосным. Не странно ли, что самая высокая точка  года приходится на его начало, на 2-й месяц, а не на 12-й? Почему прибавили лишний день к февралю? Все просто: это для нас он 2-й, а в Древнем Риме до Гая Юлия Цезаря и на Руси до конца 15 века февраль замыкал годовой круг. Древние греки, потом римляне время мерили лунными годами из 10 месяцев (4 по 31 дню и 6 по 30), именуя их по порядковым номерам: по-латыни — «десятый. Год длился 304 дня, поэтому весенний месяц март каждый раз сдвигался на два месяца, приходясь то на зиму, то на осень и даже на лето.

 

День сурка

Мудрый и миролюбивый царь Нума Помпилий положил конец свистопляске. На рубеже VII-Vi веков до нашей эры он позаимствовал в Этрурии календарь на 354 дня, мол, эртуски живут по нему и не жалуются, значит и нам пойдет. К замыкавшему год декабрю добавились январь и февраль, но начало каждого месяца определялись по-прежнему по рождению новой луны. А ведь солнечный год на 11-12 дней длиннее. В итоге праздник жатвы приходилось отмечать порой даже зимой. Компенсировали расхождение с календарем дополнительным месяцем (по сути високосным, а по названию еще нет). Именовался он мерцедонием, объявлял его великий понтифик..

“Лишний” (и ктому же еще 13-й!) месяц надлежало спрятать от взора богов, чтобы они не разгневались на бестолковых людей. Поэтому помещали его не в конце года, а между 23 и 24 февраля. Только представьте: доходите вы до Дня защитника Отечества — и понеслось: 1 мерцедония, 2 мерцедония, и так до 23-го, а затем опять 24 февраля!

После завоевания Египта астроном из Александрии по имени Созиген популярно объяснил Цезарю, что негоже великому Риму смешить гусей календарными казусами, — с мерцедониями надо 1 завязывать. Год увеличили до 365 суток и условились к каждому четвертому февралю добавлять дополнительный день. Вот только его не ставили в конец, а прятали там же, где раньше мерцедоний: между 23-м и 24-м числом. Так появился “второй шестой” день от конца последнего в високосном году месяца, когда население Древнего Рима переживало своего рода день Сурка. 23 февраля (29 — 6 = 23) повторялось в календаре на бис — 2 раза подряд. При этом количество суток в месяце номинально не менялось: как было 28, так и оставалось. Внедренный Цезарем в 46 году до н. э. новый календарь нарекли в его честь — юлианским. Начинался он с 1 января. Период реформы вошел в историю под названием “года замешательства”, ведь в него добавили сразу 2 дополнительных месяца по 33 и 34 дня, спрятав их между декабрем и ноябрем. Но после гибели календарного реформатора астрономически невежественные жрецы извратили его идею, затеяв объявлять високосным каждый третий год. За 36 лет после смерти Цезаря их было 12 вместо положенных 9!

Порядок в календарных делах навел император Октавиан Август — он отменил 3 ближайших високосных года, после чего время потекло своим чередом. В 325 году на юлианский календарь перешла Византия, а вслед за ней и Русь.

 

“ЛИШНИЕ” ДНИ

Юлианский календарь мы сейчас называем летосчислением по старому стилю. Его годовой цикл длится 365 дней и 6 часов, а “лишнее” время каждые 4 года суммируется в дополнительные “високосные” сутки. И все бы ничего, да только Земля совершает оборот вокруг Солнца на 11 минут и 14,748 секунды медленнее! Даже при столь небольшой разнице за 1600 лет (со времен Цезаря до эпохи Возрождения) набежало 12 неучтенных дней, и дата весеннего равноденствия — 21 марта, на которое ориентируются при вычислении Пасхи служители церкви, — сильно отклонилась от астрономической. Исправил эту ошибку папа римский Григорий XIII: в 1582 году он узаконил григорианский календарь. Им мы пользуемся и сегодня, называя его летосчислением по новому стилю. Каждые 400 лет из него исключаются 3 високосных года, благодаря чему “лишние” сутки теперь набегают не за 133, а за 3333 года. Правило такое: год, не заканчивающийся на два нуля, считается високосным при условии, что его номер делится на четыре (например, 1996 год). Год с двумя нулями в конце — високосный, если число сотен в нем (первые 2 цифры) кратно четырем (например, 2000-й и 2400-й).

 
СНОВА ЗДОРОВО

Советская власть новым стилем пользовалась недолго: в 1929 году она ввела иное летосчисление. Революционным в нем была идея создания универсального табеля-календаря: он должен был начинаться в понедельник 1 января, а заканчиваться в воскресенье 31 декабря независимо оттого, какой год на дворе — обычный или високосный. 7-дневная неделя не соответствовала условиям задачи, и ее заменили пятидневкой. Число суток в любом месяце свели к 30, выходные — плавающие, чтобы не прерывать рабочий процесс. Трудящихся разделили на 5 цветных групп: красная отдыхала в первые сутки пятидневки, желтая — во вторые, фиолетовая — в третьи, розовая — в четвертые, зеленая — в пятые.

Умножив 12 месяцев на 30 суток, получаем 360 дней. Выпавшие из табеля 5 дней (в обычные годы) и 6 (в високосные) объявлялись общими для всех каникулами. Они не входили ни в одну пятидневку и не относились ни к одному месяцу, а следовали прямо за ним: День Ленина —между 30 января и 1 февраля, два Дня труда —между 30 апреля и 1 мая, два Индустриальных дня — между 7 и 8 ноября, плюс Високосный день раз в 4 года между 30 февраля и 1 марта. Именно он и стал камнем преткновения, разрушившим образцовую систему! Сообразив, что в високосном 1932 году календарь даст сбой из-за лишнего дня, реформаторы отредактировали его, переведя страну на шестидневку. К этой системе отсылают нас титры снятого в 1930-е годы фильма “Волга-Волга”: первый день шестидневки, второй день шестидневки… Убедившись, что никакие нововведения не сравнятся со стройностью григорианского летосчисления, многострадальному календарю в конце концов вернули прежний вид. Так что мы можем жить в ногу со временем!

Так что страхи перед високосом -СУЕВЕРИЕ!
Замечено лишь, что наши предки в такие годы всегда боялись неурожая. Возможно, на это и следует обратить внимание.

 

Комментировать

Статистика